Новорожденный ребенок и его развитие

Новорожденный ребенок и его развитие

Новорожденные очень сильно отличаются от взрослых. Они обладают особенным строением и функционированием своего организма. В данной статье мы рассмотрим развитие новорожденного ребенка.

Рост и вес новорожденного

Если говорить о средних показателях роста и веса, то они составляют: рост – 48-50см, вес – 3-3,4 кг. Причины, по которым рост и вес ребенка могут отличаться от данных величин – различные.

Это может объясняться наследственной предрасположенностью, питанием матери, ее возрастом, перенесенными заболеваниями и еще множеством других причин.

Нервная система ребенка

Нервная система будет продолжать свое развитие после того, как ребенок появится на свет. Спинной мозг у новорожденного более развит, чем головной.

Спинной мозг имеет длину равную 16 см, а его вес составляет 4 гр. В организме малыша уже есть спинно-мозговая жидкость, в количестве 60 мл.

Масса головного мозга составляет около 400 гр.

Кора головного мозга тонкая, а его извилины и борозды не являются глубокими. Мозжечок еще маленький, как и его борозды.

Функционирование нервной системы новорожденного ребенка зависит от того, насколько она сформирована.

Сразу после рождения, ребенок обладает несколькими безусловными рефлексами, но у же к концу первого месяца жизни, у него появятся и условные.

Это объясняется тем, что развитие нервной системы продолжается и после рождения.

Кровеносная система младенца

В утробе матери у ребенка установлено плацентарное кровообращение, которое прекращается сразу же после рождения и заменяется на собственное.

Сердце малыша функционирует очень давно – его биение прослушивается на самых ранних сроках беременности.

Сердце у новорожденного имеет большие размеры (его объем равен 20 см³), и находится в горизонтальном положении.

Пульс новорожденного часто меняется и устанавливается только в середине первого месяца жизни.

Система детского дыхания

В течение первых секунд после рождения, ребенок издает свой первый крик, что свидетельствует о начале самостоятельного дыхания.

Объем дыхания новорожденного небольшой, а потребность в кислороде, наоборот, значительная.

В связи с такими обстоятельствами, чтобы получать достаточное количество кислорода, ребенку приходится делать частые дыхательные движения (40-50 движений в минуту).

Это в несколько раз больше, чем у взрослого человека, который в минуту совершает примерно 15-20 дыхательных движений.

Система пищеварения

Желудочно-кишечный тракт ребенка начинает работать, еще во время нахождения малыша в утробе матери.

Ребенок заглатывает амниотическую жидкость, которая переваривается, и ее отходы накапливаются в кишечнике в виде первородного кала (мекония).

Новорожденный ребенок обладает одним из главных безусловных рефлексов – сосанием.

Сосательный рефлекс позволяет ребенку с момента рождения получать пищу. По мере роста малыша, интенсивность сосания будет возрастать.

Так же, новорожденный обладает рефлексом, который позволяет ему выталкивать языком из полости рта, инородное тело, которое в него попадает.

Это защитная реакция, которая ограждает малыша от возможного принятия твердой пищи, которую его пищеварительная система еще не способна переваривать.

Язык ребенка довольно большой, а размеры полости рта – маленькие. Жевательные мышцы достаточно хорошо развиты.

Желудок новорожденного маленький, и его емкость равна всего 40 мл.

Печень немного увеличена по сравнению с параметрами взрослого человека и ее дезитоксикационная функция слабовата.

Кишечник новорожденного стерильный, и в него заселяются бактерии в первые дни жизни ребенка.

Образование крови

За процесс кроветворения отвечает ретикулоэндотелиальная система и костный мозг ребенка.

Объем крови у новорожденного составляет около 10-20% от общей массы тела. Состав ее отличается от крови взрослых.

Почки

Этот важнейший орган выделительной системы начинает работать еще во время нахождения ребенка в утробе матери. Но, когда ребенок рождается, почки еще не развиты окончательно.

Их функционирование стремительно нарастает с момента рождения, что проявляется в учащении мочеиспусканий ребенка.

Если в первый день ребенок может вывести мочу 5-6 раз, то уже через неделю, это количество увеличивается до 20 раз в сутки. Объем мочи, естественно, тоже возрастает.

Органы эндокринной системы

Вилочковая железа – орган, который отвечает за рост организма и его иммунитет – развита достаточно хорошо и выполняет свои функции.

Ее действие различно в разные возрастные периоды развития человека (в период 16-20 лет происходит обратное ее развитие – железа подвергается возрастной инволюции).

Гипофиз достаточно развит, его вес равен 0,1-0,15 грамм и он плодотворно вырабатывает гормон роста.

Развитие щитовидной железы не завершено к моменту рождения – содержание йода и тироксина довольно маленькое.

Паращитовидные железы вырабатывают гормон, регулирующий обмен кальция в организме ребенка.

Поджелудочная железа новорожденного – вполне сформировавшийся орган, который полностью функционирует, вырабатывая инсулин.

Надпочечники не достаточно развиты, и их функционирование будет совершенствоваться по мере роста ребенка.

Кожа и волосы новорожденных

При рождении, кожа ребенка выглядит немного красноватой. Она покрыта первородной смазкой, которая защищала ребенка в период внутриутробного развития от воздействия околоплодных вод.

Первородная смазка так же способствовала более легкому прохождению ребенка через родовые пути.

После рождения, необходимость в ней отпадает и даже возможно раздражение кожных покровов, если ее не удалить.

Кожа является участником системы дыхания и через нее ребенок получает некоторое количество кислорода. Большое влияние оказывают кожные покровы и на теплообмен.

Под кожей ребенка, до момента его рождения, накапливался слой подкожного жира, который сейчас позволяет малышу самостоятельно удерживать тепло своего тела.

Тело ребенка

Новорожденные, часто выглядят довольно упитанными, с кругленькими животиками и короткими и толстенькими конечностями.

Ручки и ножки могут отличаться по цвету от туловища, имея синеватый оттенок.

Ножки часто поджаты к животику, (поза эмбриона). Это связано с развитием нервной системы ребенка и несколько повышенным мышечным тонусом.

Кулачки тоже, как правило, в сжатом состоянии.

Ногти на ручках и ножках, часто длинные, и требуют обрезки в первые дни жизни.

Половые органы, как у мальчиков, так и у девочек, могут быть немного отечными и припухлыми. Это нормализуется немного позже.

Врожденные рефлексы малыша

Все дети при рождении, уже обладают несколькими безусловными рефлексами:

  1. Хватательный – рефлекс рук. Если к ладошке малыша прикоснуться пальцем, то он сразу же ухватится за него. Этот рефлекс в настоящее время не является особо значимым, как раньше. Для детей наших предков он был очень важен – мать носила ребенка за спиной, а ему приходилось крепко держаться, чтобы не упасть.
  2. Сосательный (хоботковый). Природа дала возможность ребенку с первого дня получать пищу из груди матери, высасывая молоко. Этот рефлекс очень важен, ведь питание требуется малышу сразу же после рождения.
  3. Подошвенный рефлекс – если прикоснуться к внутренней стороне стопы, то ребенок сгибает пальцы и отталкивает ножку.
  4. Рефлекс Галанта – когда ребенок лежит на животе, а ему проводят пальцем по позвоночнику, малыш сразу реагирует на это и дугообразно выгибается.
  5. Рефлекс ползания. Ребенка нужно положить на животик, согнуть ножки в коленках. Далее нужно прикоснуться к подошвам малыша и он в ответ будет отталкиваться ножками от руки и разгибать их. Это движение очень напоминает попытку ребенка ползти.

Состояние здоровья младенца и его оценка: шкала Апгар

Всех новорожденных детей оценивают по шкале Апгар, разработанной австралийским доктором. Оценка осуществляется в баллах, сумма которых свидетельствует о здоровье новорожденного.

Максимальная оценка – 10 баллов. В нее входят показатели частоты сердцебиения, частоты дыхательных движений, активность, тонус мышц и другие показатели.

Подсчет баллов ведется в момент рождения, затем через пять минут после рождения и через тридцать минут после рождения.

Очень редко рождаются дети, которых оценивают в 10 баллов по шкале Апгар.

Чаще всего оценка находится на уровне 8-9 баллов.

Здоровью детей, которых оценили в 6 баллов и меньше, уделяется особое внимание со стороны медицинского персонала.

Автор: Елена Метелкина.

Добавить комментарий