Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать

В чем заключается польза чтения? В современном мире книга уступает свое место телевидению, интернету и другим способам получения информации. Большинство детей вообще не читают книги и считают это занятие скучным и неинтересным.

Но грамотным родителям не нужно объяснять, что книга является средством, которое ничем нельзя заменить.

Моему старшему сыну сейчас одиннадцать лет. Азы чтения мы начали осваивать с трех лет. Мы перепробовали различные способы, о которых я расскажу позже.

Любовь к чтению у него появилась не сразу – к этому пришлось приложить определенные усилия.

Но результатом я довольна. Чтение – отличная тренировка для памяти. Сейчас ему достаточно на переменке один раз прочитать домашнее задание, которое не успел выучить дома – и пятерка на уроке обеспечена.

Это касается истории, литературы и других устных предметов. А как улучшилось правописание? Мой сын пишет без ошибок, не зная половину правил – это происходит автоматически.

Чтение развивает речь. Ведь многие дети, даже прочитав текст, с трудом рассказывают о его содержании.

Не читающие дети – не умеют говорить, им трудно написать сочинение или пересказать параграф, который задали по истории.

Из всего выше сказанного следует, что нужно учить ребенка читать и обязательно постараться, чтобы это занятие стало одним из любимых и постоянных.

С какого возраста начинать обучение чтению

Существует много противоречивой информации по поводу возраста, с которого лучше всего начинать учить ребенка читать. Некоторые педагоги считают, что чем раньше, тем лучше.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что не существует единого возраста, который подходит для всех детей.

Все дети очень разные и вы должны сами выбрать подходящий период, когда ваш ребенок готов к изучению букв (первый этап чтения).

Некоторые дети уже в год отчетливо говорят, а другим приходится до трех или четырех лет заниматься с логопедом.

Что можно посоветовать родителям? Я думаю, что любая мать, которая чувствует своего ребенка и живет его жизнью, обязательно поймет, что момент настал, и сейчас ребенок готов к обучению.

С чего начинать читать книжки

Конечно, книга должна быть знакома ребенку с самого раннего детства, когда он воспринимает не слова и буквы, а просто яркие цветные картинки.

Когда вы сочтете нужным, можно начинать учить буквы.

Для того чтобы обучение не было навязчивым, для начала достаточно уделять 5-10 минут, изучая новую букву.

Затем занятия можно делать более продолжительными, но на столько, чтобы не утомлять ребенка.

Все должно быть преподнесено ребенку в игровой форме, чтобы он проявлял интерес к процессу обучения.

Во время занятий совершенно неприемлемы замечания и критика, даже если ребенок делает что-то не так или забывает недавно изученное.

Только похвала может стимулировать желание продолжать обучение. Не забывайте гордиться достижениями своего ребенка, и пусть он знает об этом.
Кубики.

Самым распространенным средством обучения буквам являются кубики. На них каждой букве соответствует определенная картинка. У ребенка возникают ассоциации с картинками, и это помогает запомнить буквы.

Хочу отметить, что называть буквы следует так, как они произносятся (не «эм», а «мэ», не «эн», а «нэ») – маленьким детям так легче запоминается.

Аналогичное обучение можно проводить, используя разрезную азбуку, на которой тоже буквы совмещаются с картинками.

Я, дополнительно к картинкам, старалась добавить другие ассоциации к буквам.

Например, М – не только машина, нарисованная на кубике, а еще и мамина буква.

П – соответственно папина и.т.д. Есть еще бабушки, дедушки, имена родственников и любые другие ассоциации, которые возникнут в вашей фантазии.

Буквы без картинок

Когда буквы изучены в сочетании с картинками, нужно переходить к следующему этапу.

Он заключается в изучении букв, без сопровождения их иллюстрациями. Вот тут-то ваш ребенок и вспомнит, какая буква мамина, папина, бабушкина и другие.

Это совсем не значит, что разрезная азбука и кубики вам больше не пригодятся – они будут подсказывать ребенку, если он столкнется с затруднениями.

Для обучения буквам уже без картинок можно использовать магнитную азбуку (вы можете прикрепить буквы к холодильнику или к магнитной доске), карточки с буквами (их можно изготовить самостоятельно), буквенное лото.

Я старалась сделать так, чтобы процесс обучения проходил постоянно, но не был навязчивым.

Как этого добиться? В детской комнате у нас находились кубики, разрезная азбука и лото.

На кухне – магнитная азбука на холодильнике. Зашли позавтракать – повторили несколько букв или выучили новые, зашли пообедать – то же самое.

Находясь в детской, сын, имея всегда перед глазами обучающие материалы, стал сам приносить их мне и повторять буквы.

Когда ваш ребенок рисует, вы можете присоединиться и вместе нарисовать картинку и соответствующую ей букву.

На улице мы все время отмечали знакомые буквы на магазинах, рекламных плакатах и везде, где это возможно.

Еще несколько методов научить ребенка читать

Сейчас существует множество обучающих мультфильмов и компьютерных программ, которые помогают родителям в процессе обучения ребенка чтению.

Ваш ребенок с удовольствием посмотрит мультфильм про буквы или посидит за компьютером, совсем как взрослый, проходя обучение по компьютерной программе.

Обязательно воспользуйтесь этими методами. Ваш ребенок может учиться самостоятельно, если в определенный момент вы не сможете уделить этому свое время.

Можно использовать различные способы для обучения, которые наверно все и не перечислить: динамические кубики Чаплыгина, кубики Зайцева, комплекты Монтессори и другие обучающие материалы.

Выбирайте методы обучения на свой вкус, главное чтобы сам процесс заинтересовал ребенка – только тогда вы добьетесь нужного результата.

Читаем слоги

Когда все буквы изучены, и ваш ребенок может называть их, уже не используя картинки, как подсказки – следует начинать читать слоги.

Здесь вам опять могут пригодиться все те материалы, по которым вы изучали буквы.

Составляйте слоги, и учите малыша произносить сочетания из двух букв. Ваш ребенок может самостоятельно придумывать слоги, используя кубики, карточки или магнитную азбуку.

Вы можете учить читать слоги по специальным книгам, похожим на обычный букварь.

Когда вы пройдете этот этап – можно приступать к самому настоящему чтению.

Читаем слова

Итак, вы научили ребенка читать слоги, и теперь пришло время научиться складывать из них слова.

Это очень трудно, поверьте мне, поэтому набирайтесь терпения и у вас все получится.

Сначала следует составлять короткие и легкие слова из двух или одного слогов (мама, папа, баба, дед, кот, сон, кит).

Затем следует усложнить задачу и научиться читать слова, в которых три слога: машина, телефон, магазин и другие слова, которые вы сами придумаете.

Не удивляйтесь, если ваш ребенок по отдельности отлично читает все слоги, но никак не может сложить их вместе в слово. Это не просто, поэтому терпеливо продолжайте занятия.

Вы можете приобрести книги, где слова специально разбиты на слоги, и по ним обучать ребенка.

Составляем предложения

Когда ваш ребенок с легкостью будет читать многие слова – переходите к составлению предложений. Как всегда начинать следует с двух слов, постепенно увеличивая их количество.

Детские книги для чтения порадуют вашего ребенка – теперь он может читать вам сказку или занимательную историю.

Советы родителям

Если вы правильно построите процесс обучения, то ваш ребенок обязательно научится читать задолго до школы. Не стоит надеяться на детский сад, нужно обязательно заниматься дома.

Дети, которые идут в первый класс, уже умея читать, гораздо быстрее усваивают новые знания, и учеба для них становится более легкой и доступной.

Покажите на собственном примере, что читать это полезно и интересно. Если ребенок будет периодически видеть своих родителей с книгой в руках – он обязательно будет стремиться копировать ваше поведение, и тоже будет читать.

В тех семьях, где родители не читают, очень тяжело научить ребенка любить книгу.

Читайте вместе, читайте вслух, обязательно обсуждайте прочитанное, анализируйте, и делайте выводы.

Полюбив чтение, ваш ребенок не просто будет получать нужную ему информацию – он научится думать и грамотно формулировать свои мысли, будет писать без ошибок, сможет разговаривать на любую тему, что сделает его интересным собеседником.

Автор: Елена Метелкина.

Добавить комментарий